votez (votez) wrote,
votez
votez

Две даты

На майские праздники ( День Великой Победы) мне довелось проехать небольшой маршрут, о котором можно рассказать немного в другую памятную дату - день начала Великой Отечественной Войны.



Прилетев в Берлин, нужно было заехать на железнодорожный вокзал Hauptbahnhof, который является крупнейшим в Европе. Приметная скульптура высотой метров десять:


Оттуда был взят курс на Гожув Великопольский
Город Гожув Великопольский имеет второе название - немецкое - Ландсберг на Варте. История города уходит корнями в 13 век, однако это не является интересной мне темой. Город был частью Прусского королевства, а в 19 веке вошёл в состав Германии (как Ландсберг) как часть провинции Бранденбуржской. В начале 1945 года город был оставлен практически без боя отступающими частями Вермахта. Советские войска подошли к городу 30 января 1945 года, в это время нацисты в спешке проводили операцию Nacht und Nebel - 30 и 31 января тут были расстреляны 1160 заключённых концентрационного лагеря. Это были поляки, русские, чехи, словаки, французы, люксембуржцы, югославы, норвежцы, украинцы, бельгийцы, голландцы, немцы. В списке концлагерей я не смог идентифицировать ближайший к Гожуву (кроме того, существовали и другие административные единицы убийства, не квалифицированные как концлагеря), только информацию, что в это время из разных лагерей людей передислоцировали в Освенцим.



Советские войска собирались в этом районе в кулак для финального наступления на Берлин, расположенный примерно в 120 километрах. Военный аэродром, расположенный между Гожувом и Зелёной Горой, использовался для вылетов истребителей на Берлин. В городе расположено военное кладбище с мемориалом, посвящённым павшим солдатам Красной Армии и Войска Польского. Вот фото одной из частей этого места:


За кладбищем следит Красный Крест, с представителями которого мне посчастливилось встретиться. Увы, я почти ничего не понимаю по-польски (с языками вообще и пониманием людей в частности у меня всегда проблемы), но могу сказать, что я остался под очень большим впечатлением от этих людей. Я неоднократно слышал, что поляки часто относятся негативно к русским. От самих же поляков я услышал, что националисты очень сильно прут вперед и что очень многих это волнует и настораживает. И непонятно, то ли подъём национализма остался в прошлом, то ли еще ему предстоит распространиться. На данный момент у меня хорошие надежды по поводу братского народа. Войны, насилие, геноцид - всем этим богата история польско-русско-украинская история и все стороны там отметились не лучшим образом. Однако ощущение "своих" меня не покидало в этом безумном, ошалело оглядывающемся после порки двадцать первом веке.
Из культурных наблюдений - очень милый городок ( 125 тысяч народу), достопримечательностей всего несколько - собор св. Марии в центре, прекрасный мост через Варту (сам не знаю, но я от него в восторге). Это транспортный узел, так что при желании можно использовать как экономичный перевалочный пункт для поездок в Берлин, Познань.
Следующим пунктом был Коттбус.
Хм... вообще-то довольно сложно искать в интернете информацию по истории таких небольших городов. Википедия не много внимания уделяет истории - что совершенно понятно, однако я рассчитывал, что по запросам "вторая мировая" будет побольше информации. Увы, это не так. Я не профессиональный исследователь и даже не назвался бы любителем, не то что не имею доступа к архивам, но даже и не знаю, что за архивы и где они. Так что я сейчас больше полагаюсь на рассказы спутников - ввиду неумения оперировать документацией. Коттбус также был частью Королевства Прусского, а затем и Бранденбуржской провинции Германии. Упоминания о нём восходят к 12 веку. В годы Второй Мировой тут находилась база Люфтваффе. В 1945 году к городу подошла 3-я гвардейская армия под управлением маршала Конева. Коттбус был важной частью обороны Берлина, был хорошо укреплён и оборонялся элитными частями Вермахта, в том числе - 10-й танковой дивизией СС. Несмотря на возможность обойти город по пробитым окружным дорогам, опасность оставления в тылу этой мощной группировки была слишком велика. После 36 часов боя за город было объявлено о его взятии 22 апреля. Захвачеными в плен оказались около 1500 солдат, 100 танков и самоходных орудий, 60 единиц артиллерии, 2000 единиц автотехники и неизвестное количество самолётов Fw-190s с авиазавода. По материалам книги "Последний штурм" и "Берлин 45-го"
После Второй Мировой здесь находились крупные части группировки советских войск в Германии, рядом располагался полигон для учений.
Совсем немного времени спустя наш путь встал на Финстервальде
Про этот город вообще ничего раскопать не удалось... Поэтому только устные данные. В годы Второй Мировой тут располагался аэродром Люфтваффе, где базировались (в основном?) Me-109 . Интересно, что взлётная полоса подогревалась трубами водяного отопления и была незамерзающей . Me-109 - отличный самолёт, один из лучших, созданных немцами. Однако, как и всё немецкое высокотехнологичное оружие, требовавший хорошего ухода (перфекционизм не раз подводил немцев - вспомнить хотя бы их танки). После прихода советских войск аэродром использовался краснозвёздными ВВС, не нуждающимися в настолько утончённом уходе (ну и морозы, по сравнению с русскими - ерунда) и система обогрева была разрушена. Когда же ушли советские войска, благодарные немцы по кирпичику разнесли сопутствующую инфраструктуру. Аэродром, впрочем, оставили - сейчас он используется малой авиацией.

Из Финстервальде мы поехали в Дрезден.
Я люблю Дрезден - очень уж приятный город. Был тут раньше всего один раз, на денёк, но уже тогда решил вернуться и посмотреть получше. Сам город был почти стёрт с лица земли во время печально знаменитой бомбардировки. Насколько я помню, Эйнштейн сказал, что две самые ужасные бомбардировки ВМВ были по Хиросиме и Дрездену. Об этих событиях написано немало, сломлено немало копий... Город восстановлен полностью и восстановлен прекрасно.
сейчас:


1945:


источник фото
По общепринятой версии, город был разрушен в качестве акта устрашения. Добились ли англичане и американцы своих целей? Сложно сказать, но, скорее всего - нет. Мне кажется, это был серьёзный просчёт политического руководства. Англичане, получив не так уж и много примитивными ракетами по Лондону (это, кстати, очень интересная история про V-1 и V-2) и американцы, по своей привычке не воюя рядом с домом и не получая бомбы на головы мирных жителей, решили "жахнуть по-полному". И как они могли из этих своих скудных познаний и больших страхов получить выгоду - чёрт его знает. Ну и очень сильно они недооценили пропаганду и мотивацию немцев. Тут может показаться, что я осуждаю бомбардировку Дрездена, как проявление бесчеловечности. А вот ничего подобного. Человечного уже оставалось мало к тому моменту вообще. Этот ужасный эпизод без всяких натяжек становится в свой ряд на страницах этой войны. В череде того ужаса, что принесла миру ВМВ, - это вполне объяснимое явление. Это значимый этап, который нужно помнить.
Но, пожалуй, тут я могу перейти к более мирным вещам. В Дрездене расположена крупнейшая картинная галерея, жемчужиной которой является Сикстинская Мадонна работы Рафаэля. Вообще музей очень богат (ничего удивительного). Галерея была перевезена в СССР (если мне не изменяет память, гитлеровцы эвакуировали её и спрятали) и, после реставрации, в 1955 году была передана обратно. Нечасто победители возвращают предметы искусства, но эти странные "совки" считали, что все люди братья и надо быть лучше. Сейчас-то мы знаем, что люди - звери и надо быть быстрее, выше, хитрее.
Признаюсь, что я не люблю картинные галереи. Худшая участь для шедевра и просто картины - висеть в сборище себе подобных, размазываясь пятном в глазах, когда исключительность таблички ставится выше художественной составляющей. Ну и вообще я живопись не люблю, хотя некоторые картины понравились. Далёк я от радости созерцания большой кучи прекрасного.






Фраукирхе, конечно же, является главным украшением города. Возле неё установлен кусок купола, горевший в 45-м - чтобы помнили. Чуть дальше, в преддверии Дня Победы откормленные дяди в форме донских казаков пели советские патриотические и русские народные песни. Всё ж заработок...


Недалеко от Дрездена расположена крепость Кёнигстейн. Добраться туда, помимо как на машине, можно на поезде по линии S1 или даже лодочкой по Эльбе. Это одна из самых больших и хорошо сохранившихся крепостей Средневековья. Официальный сайт утверждает, что крепости 750 лет, не менее официальные таблички на дороге упоминают 11 век. Крепость огромна. Я таких больших не встречал (впрочем, мои познания весьма ограничены) - очень впечатляет. Расположена на скальном образовании, она производит впечатление полной неприступности. Огромные добротные стены, великолепный вид на долину и реку внизу - это точно стоит увидеть. Вдалеке виднеется начало Альп.








И, наконец, 9-го Мая мы приехали в Берлин
Берлин огромен. В нём есть что-то, что заставило меня поставить черточку в памяти - сюда надо приехать и хорошенько побродить. К сожалению, сделать это будет непросто, с моими-то запросами по отпускам и скудным на праздники финским календарём...
Первым делом мы попали в Трептов Парк. Этот огромный мемориал начали строить сразу же после войны и до открытия мемориала в Сталинграде он оставался крупнейшим, посвящённым Великой Отечественной. Очень узнаваемый советский стиль, заставляющий забыть, что находишься в Германии. Суровый, монументальный, обрушивающийся грузом ответственности, которую не дано познать - именно то, что должно быть. Идеальная чистота в парке (кстати, неприятно был удивлён грязью в маленьких немецких окраинах), море цветов, много людей, пришедших отдать долг памяти. Очень честно и трогательно.








По дороге к Рейхстагу наткнулись на группу русских байкеров, которые, видимо, завершали какой-то пробег Москва-Берлин, приуроченный ко Дню Победы.


В Рейхстаг нынче пускают только по предварительной записи (запись за неделю или около того на вебсайте) - угроза терроризма, конечно. Всё равно времени нет, так что только внешний осмотр . Рейхстаг находился в Западном Берлине, но его можно было немного увидеть и из Восточного Берлина - стена проходила между Рейхстагом и Бранденбуржскими Воротами.


Сейчас у Бранденбуржских ворот расположено посольство США.


Охватив быстрым взглядом эти основные места помнящего СССР человека, я уехал в аэропорт с намерением вернуться.
Tags: germany2011, map, Графомания, оглавление
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment