votez (votez) wrote,
votez

Непал 2011 (4): Дарепани-Чаме

Предыдущая часть "Тал-Дарепани" тут

Из Дарепани мы вышли рано утром, около 6-15 утра. Но на пропускном пункте нас уже окликнули - удивительно, что эти, в общем-то, расслабленные ребята уже были на посту. Так как нас уже записали днём ранее, задерживаться нам не пришлось. Идти утром холодно, но не очень - на мне был тёплый верх термобелья, полартековый свитер и лыжная шапочка из полартека же - было в самый раз. Перчатки ещё не требовались.

За Дарепани дорога разделяется - перейдя мостик, вы попадёте на трек к Манаслу. Этот трек открыли, как я понимаю, не так давно, поэтому там менее тронута цивилизацией тропа, что придаёт некое очарование и трудности. К Манангу же (который является основной точкой отсчета) путь продолжается по левому берегу реки. Дорога плавно поднимается вверх, что иногда утомительно, но не представляет особой проблемы. За два с половиной часа мы дошли до деревни Данакью. В Данакью мы не остановились, так как не устали совсем, а пошли дальше. В пяти минутах от деревни начинаются сложности разного рода. Во-первых - дорога разделяется. Вниз идёт тропка к мостику, а большая дорога продолжает идти вдоль горы. Мы увидели, что проводники повели группу через мостик и пошли за ними. За мостиком дорога опять разветвляется - одна идёт к реке, а вторая - вверх. Путеводитель утверждает, что идти надо вверх, испанцы, встреченные вчера, утверждали, что какой-то аксакал рекомендовал идти по низу - там красивее и быстрее. На карте обозначены обе дороги, но я подозреваю, что это не была именно нужная нам развилка. Хотя - как знать. Мы не стали рисковать и пошли за группой с проводниками наверх. Вот тут начинается подъём во всей красе - 300 метров резко вверх по каменным ступеням. Идти весьма тяжело, но останавливаться практически негде. Занятный подъём. Кстати, на нём мы встретили этих самых испанцев, о которых я писал в прошлом отчёте. От него мы попали в лес, заполненный запахами и вскриками птиц. Лес приносит облегчение в дыхании и радость для глаз - по нему мы поднимаемся ещё метров на 150 метров, уже плавно и ненапряжно, а затем - резкий (но не настолько, как начало подъёма) рывок вверх до Тиманга. В конце подъёма стоят скамьи, на которым можно передохнуть. Подъём непростой, мы отдышались и пощёлкали свои унылые рожи. Я сфоткался на фоне GPS, показывающего 2536 метров. Настроение было хорошее - по моим прикидкам, этот подъём мы прошли очень хорошо по скорости и не устали слишком сильно. Конечно, мы устали сильно, но чувствовалось, что еще пять минут - и мы пойдём без проблем. Встретили бабушку-француженку - налегке она вполне бодро вскарабкалась наверх.

На этом участке мы встретили очень много народу и я хочу пояснить, почему. Первые два с половиной часа мы шли в одиночестве, так как вышли рано, однако Дарепани, где мы ночевали - не единственная деревня для этого дня. К полдевятого утра мы вышли к Данакью, откуда стартовало много треккеров - я уже писал, что масса выходит с восьми утра. Как раз эту массу мы и догнали во время подъёма и пошли с ней дальше. Это не значит, что мы шли в "потоке", но людей мы видели больше, чем обычно - кто-нибудь да обгонял нас потом. В этом нет ничего, нарушающего эстетику созерцания, но мы убедились в своих предположениях. А вообще, подъёмы лучше проходить, когда никто не дышит в спину и не отдыхает на ступеньках.

Тиманг

В Тиманге мы не стали останавливаться (кроме посиделок на скамейке) и пошли дальше - дальше дорога очень приятная на протяжении примерно часа - она идёт то очень плавно вниз, то очень плавно вверх - идти одно удовольствие. А вот через час тропа резко упала вниз, к подвесному мостику. Резкий спуск был довольно неприятен, так что мы даже остановились перед мостиком отдохнуть минут на пять. В основном потому, что видели, как все эти сброшенные метры резким подъёмом на той стороне придётся добирать.

Тот самый мостик

Подъём за мостиком очень неприятный - как раз шпарит солнце с той стороны. Резко поднявшись, мы вошли в маленькую деревушку Танчок, которую приняли за Кото (что означало бы, что до Чаме совсем недалеко). На высоте 2700 метров, возле обрывающейся вниз скалы, несколько непальцев играли в футбол. Я не стал фотографировать, потому что наше удивление всё равно не передать ;) . И опять мы пошли вперёд. Где-то через полчасика мы вышли к Кото. В Кото есть чек-пост, где надо отметить разрешения на трек. Следующий пост будет только в Мананге, через три дня пути, но с ним - другая история. На посту нас нагнала группа русских ребят, с которыми мы ещё пересечёмся пару раз. От Кото идёт какой-то ещё трек, куда разрешён путь только организованным группам с проводниками.

От Кото до Чаме совсем недалеко - примерно в полдень, раньше всех, мы прибыли в точку назначения. Это заняло у нас больше шести часов, но мы уже не шли "наперекор всему", как в первый день, а плелись осознанно медленно. В это время основные группы туристов проходят свой четвёртый час пути и, если они идут из Данакью, проскакиваю Чаме, удивлённо глядя на нас, уже в полдень расположившихся на скамьях с чаем в руках. Они думают, что мы либо не выходили, либо лентяи. Второе ближе к истине ;)

В Чаме мы неспешно достали путеводитель и нашли рекомендованный гестхаус. Придя первыми, мы получили отличный шанс сбить цену торгом и горячий душ. Тут еще есть горячий (солнечный) душ. Душ... Душ - это очень клёво - очень скоро этого удовольствия на пути нас лишит природа... Плотненько поев, покупавшись и постирав кое-какие вещи, мы двинулись на прогулку по городу.
Чаме - крупная деревня, тут кипит торговля, много домов, есть Гомпа (религиозное сооружение) и горячие источники. Источники являют собой бетонную ванну, в которой плещутся дети и туристы. Вода из источника очень горячая, поэтому в ванну подают смесь её с холодной. Мы не полезли в этот ворох тел, но кому-то может быть прикольно после дорожки да в минводы. Опять наткнулись на бабушку-француженку, поговорили о всемирном устройстве и ценах на варежки.

Прошлись до соседнего селения - минут пятнадцать по ровной дороге. Селение оказалось дико запущенным и разбитым, но люди там живут и есть даже гестхаусы. По дороге растут сосны, какого-то полутропического вида, с огромными шишками.

В Чаме отличная возможность закупиться тем, что забыли. В нашем случае это были треккинговые палки для Тёмы (о да, он внял моим советам ;) ), тапочки-вьетнамки для душа и два камелбэка - я рассказывал в прошлой части про эти замечательные штуки. Скажу ещё раз - мы были очень довольны, что столкнулись с испанцами и позаимствовали у них эту идею. Всё вместе после торга мы взяли за 2800 рупий. Палки хорошие - как у меня. В них антишок, раскладываются до 135 см, удобная рукоятка - что самое важное. Резиновая рукоятка наверняка будет скользить - а таких палок большинство продаётся. Тут же наполнили камелбэки водой из станции очистки воды (35 рупий литр, наливают больше). Станции очистки воды - отличная штука. Вода там приятная (от таблеток есть всё же слабый привкус), аппаратура нормальная - на станциях написано, что они строятся всякими зарубежными организациями. Как минимум мы видели американскую и австралийскую в разных местах. Процесс очистки, как я понял, не химический, так что воровать там нечего и вода по-настоящему безопасна для питья. Можно покупать воду в бутылках, что дороже, но удобнее (станции не всегда попадаются, да и заливать сверх нужного - это же тащить на себе), однако тут другая неприятность - тара от использованной воды. В Финляндии я привык, что всё сдаётся и перерабатывается, но тут был настороже и заметил, что никто этим не занимается - это невыгодно. Поэтому бутылки выбрасывают на природу. Каждый форум и каждый отчёт пестрит увещеваниями "берегите природу Непала! Не будьте свиньями и не бросайте под ноги!" . Реальность такова, что абсолютное большинство туристов не мусорит и помнит о ценности природы. Больше всего загрязняют тропу сами непальцы. Носильщики, гиды. Но и это не главное. Главное, что тот мусор, который прилежные туристы выбрасывают в мусорные ящики в гестхаусах - тоже чаще всего летит к реке. Ты выпил бутылочку воды, бросил её в мусорку в постоялом дворе. Завтра она валяется в горах и считает миллионы лет до распада. Пластик не жгут, не перерабатывают. Это очень веская причина задуматься, покупать ли бутылочку воды или набрать про запас на станции или использовать обеззараживающие таблетки. Я видел эти горы мусора, скрытые от глаз нервного европейского туриста за пригорками.

Эти двое прокричали "Ван фото! Ван фото!", а когда я их сфотографировал - умчались, оставив меня в недоумении

По возвращении в гестхаус мы опять поели (хорошее это дело), выпили чайник непальского чаю масала и пошли спать. Время позднее - около семи вечера. Заодно обсудили маршрут на завтра.

Вывод по дню:
Очень удачный день по прохождению, однако мы довольно сильно устали под конец. И нашли причину - мы шли, не останавливаясь, без передышек. На следующий день было решено останавливаться в каждом селении, попадающемся на пути, и отдыхать хотя бы 10 минут.

Пройдено: 17 км
Разность высот: 1860-2670 м (810 м)
Высшая точка: 2835 метров
"Потерянная" спусками высота: 700 м .
Время в пути: 6 часов 15 минут
Затраты (на двоих): 1200 рупий гостиница в Дарепани + 1800 палки + 1000 камэлбэк и тапки + 270 вода на станции = 4300 рупий.